Финал региональной краеведческой олимпиады для учащихся прошел в Нижнем Новгороде

b8413f4a
Финал региональной краеведческой олимпиады для учащихся прошел в Нижнем Новгороде
?Финал региональной краеведческой олимпиады для учащихся прошел в Нижнем Новгороде. Финалисты, авторы лучших исследовательских работ по краеведению со всей области, собирались в нижегородском Доме Ученых для публичной защиты своих работ и участия в очном этапе олимпиады. Лауреаты призовых мест определялись в каждой из трех секций с учетом результатов исторического диктанта, который проводился сегодня же после публичной защиты работ.

Членами жюри в каждой секции были известные уважаемые историки и краеведы, профессора и доценты исторических факультетов нижегородских вузов. Почетным гостем нижегородской олимпиады был главный редактор журнала «Юный краевед» Сергей Савинков. Организовал мероприятие областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.

В этом году секции региональной олимпиады были тематически связаны с главными событиями наступившего года: 100-летием начала Первой мировой войны, 300-летием образования Нижегородской губернии и 22 зимними Олимпийскими играми в Сочи. Наибольшее количество участников краеведческой олимпиады было заявлено именно в этой «олимпийской» секции. Школьникам было интересно собирать материал о нижегородцах-олимпийцах, участниках прошлых игр. Многие даже лично встречались с героями своих работ или их родными, своими глазами видели спортивное снаряжение, ставшее раритетом, олимпийские атрибуты и сувениры, изучали фотографии и документы, имеющие историческую ценность. Доклады участников этой секции отличались эмоциональностью и хорошим знанием материалы. Лучшей в «олимпийской секции» была признана десятиклассница 22-й школы Нижнего Новгорода Полина Сычева (руководитель – Светлана Черникова).Финал региональной краеведческой олимпиады для учащихся прошел в Нижнем Новгороде

В секции, посвященной участию нижегородцев в Первой мировой войне и наиболее ярким событиям военного времени, выделялись работы, связанные так или иначе с историей конкретных семей. Там, где юные исследователи делали свои, пусть не очень значительные открытия, обращались к уникальным документам и подлинным архивам (пусть к архивам семьи, а не района) была видна настоящая заинтересованность и самостоятельность. В отличие от гладких, но на 99 процентов списанных работ, такие исследования были менее масштабны по охвату и обобщениям, но подкупали новизной и свежестью восприятия, непосредственностью в подаче материала. Члены жюри и участники признали лучшим десятиклассника 67-й гимназии Илью Кузнецова (руководитель – Александр Анчиков). В секции 300-летия губернии 1-е место получила учащаяся 8-го лицея Малика Уринова (руководитель Надежда Долинина).

Порадовали разнообразие и широта интересов юных исследователей. Так, школьникам были небезразличны не только герои Первой мировой войны, но судьбы пленных, положение беженцев и эвакуированных в Нижегородскую губернию семей. Предметом изучения стала деятельность нижегородского отделения  благотворительного комитета великой княжны Татьяны Николаевны, размещение в Нижнем Новгороде четырех факультетов эвакуированного Варшавского университета, организация учебного процесса в нижегородском кадетском корпусе имени графа Аракчеева.Финал региональной краеведческой олимпиады для учащихся прошел в Нижнем Новгороде

Краеведы из Борского колледжа культуры заинтересовались бабьими бунтами, происходившими на борской земле, вызванными необоснованным повышением цен на основные продукты питания. Внимание школьников привлекли вопросы организации оборонной промышленности и фармацевтического производства и развертывания госпиталей в Нижнем Новгороде.

Марина Савиных, ученица 8-го класса Лесозаводской основной школы Тоншаевского района, свое исследование основывала на церковных летописях, сохранившихся в местных храмах. Финал региональной краеведческой олимпиады для учащихся прошел в Нижнем Новгороде

— Мне было очень интересно, — рассказывает Марина, — поскольку оно во многом раскрывает историю моей семьи. Мой прадед Сергий Лаврович Аквилев был потомственным священником, и все его предки и братья были связаны с православными приходами ближайшей округи. Рассказы об этом я слышала еще от своей прабабушки. И поэтому с радостью согласилась, когда мой учитель истории предложил вплотную заняться летописями. Пока мы изучили лишь небольшой период – 1914-1915 год, но у меня есть желание продолжать исследовать историю нашего края на примере истории своего рода.  

Педагог Марины, историк Пижмской средней школы Андрей Шевнин, рассказал, что сегодня не очень легко увлечь детей к краеведением:

— Нужно искать самые разные способы. Поскольку я еще и руковожу турклубом, мне удается совмещать туризм и краеведение. Мы организовываем байдарочные сплавы по рекам района, и во время этих путешествий я стараюсь познакомить участников похода с историей того или иного поселения. Когда ребенок видит своими глазами места, связанные с легендами и историческими преданиями, его можно мотивировать к исследованию.

Андрей Борисович уже полон идей, которые можно будет осуществить к краеведческой олимпиаде следующего года.

Конечно же, интерес школьников не возникает сам по себе, в большинстве случаев он направляется педагогом, научным руководителем. Но есть надежда, что именно работа над  краеведческой темой поможет пробуждению желания дальше заниматься историей своей страны.

Фото автора

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *