Финал региональной краеведческой олимпиады для учащихся прошел в Нижнем Новгороде

b8413f4a
?Финал региональной краеведческой олимпиады для учащихся прошел в Нижнем Новгороде. Финалисты, авторы лучших исследовательских работ по краеведению со всей области, собирались в нижегородском Доме Ученых для публичной защиты своих работ и участия в очном этапе олимпиады. Лауреаты призовых мест определялись в каждой из трех секций с учетом результатов исторического диктанта, который проводился сегодня же после публичной защиты работ.

Членами жюри в каждой секции были известные уважаемые историки и краеведы, профессора и доценты исторических факультетов нижегородских вузов. Почетным гостем нижегородской олимпиады был главный редактор журнала «Юный краевед» Сергей Савинков. Организовал мероприятие областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.

В этом году секции региональной олимпиады были тематически связаны с главными событиями наступившего года: 100-летием начала Первой мировой войны, 300-летием образования Нижегородской губернии и 22 зимними Олимпийскими играми в Сочи. Наибольшее количество участников краеведческой олимпиады было заявлено именно в этой «олимпийской» секции. Школьникам было интересно собирать материал о нижегородцах-олимпийцах, участниках прошлых игр. Многие даже лично встречались с героями своих работ или их родными, своими глазами видели спортивное снаряжение, ставшее раритетом, олимпийские атрибуты и сувениры, изучали фотографии и документы, имеющие историческую ценность. Доклады участников этой секции отличались эмоциональностью и хорошим знанием материалы. Лучшей в «олимпийской секции» была признана десятиклассница 22-й школы Нижнего Новгорода Полина Сычева (руководитель – Светлана Черникова).

В секции, посвященной участию нижегородцев в Первой мировой войне и наиболее ярким событиям военного времени, выделялись работы, связанные так или иначе с историей конкретных семей. Там, где юные исследователи делали свои, пусть не очень значительные открытия, обращались к уникальным документам и подлинным архивам (пусть к архивам семьи, а не района) была видна настоящая заинтересованность и самостоятельность. В отличие от гладких, но на 99 процентов списанных работ, такие исследования были менее масштабны по охвату и обобщениям, но подкупали новизной и свежестью восприятия, непосредственностью в подаче материала. Члены жюри и участники признали лучшим десятиклассника 67-й гимназии Илью Кузнецова (руководитель – Александр Анчиков). В секции 300-летия губернии 1-е место получила учащаяся 8-го лицея Малика Уринова (руководитель Надежда Долинина).

Порадовали разнообразие и широта интересов юных исследователей. Так, школьникам были небезразличны не только герои Первой мировой войны, но судьбы пленных, положение беженцев и эвакуированных в Нижегородскую губернию семей. Предметом изучения стала деятельность нижегородского отделения  благотворительного комитета великой княжны Татьяны Николаевны, размещение в Нижнем Новгороде четырех факультетов эвакуированного Варшавского университета, организация учебного процесса в нижегородском кадетском корпусе имени графа Аракчеева.

Краеведы из Борского колледжа культуры заинтересовались бабьими бунтами, происходившими на борской земле, вызванными необоснованным повышением цен на основные продукты питания. Внимание школьников привлекли вопросы организации оборонной промышленности и фармацевтического производства и развертывания госпиталей в Нижнем Новгороде.

Марина Савиных, ученица 8-го класса Лесозаводской основной школы Тоншаевского района, свое исследование основывала на церковных летописях, сохранившихся в местных храмах.

— Мне было очень интересно, — рассказывает Марина, — поскольку оно во многом раскрывает историю моей семьи. Мой прадед Сергий Лаврович Аквилев был потомственным священником, и все его предки и братья были связаны с православными приходами ближайшей округи. Рассказы об этом я слышала еще от своей прабабушки. И поэтому с радостью согласилась, когда мой учитель истории предложил вплотную заняться летописями. Пока мы изучили лишь небольшой период – 1914-1915 год, но у меня есть желание продолжать исследовать историю нашего края на примере истории своего рода.  

Педагог Марины, историк Пижмской средней школы Андрей Шевнин, рассказал, что сегодня не очень легко увлечь детей к краеведением:

— Нужно искать самые разные способы. Поскольку я еще и руковожу турклубом, мне удается совмещать туризм и краеведение. Мы организовываем байдарочные сплавы по рекам района, и во время этих путешествий я стараюсь познакомить участников похода с историей того или иного поселения. Когда ребенок видит своими глазами места, связанные с легендами и историческими преданиями, его можно мотивировать к исследованию.

Андрей Борисович уже полон идей, которые можно будет осуществить к краеведческой олимпиаде следующего года.

Конечно же, интерес школьников не возникает сам по себе, в большинстве случаев он направляется педагогом, научным руководителем. Но есть надежда, что именно работа над  краеведческой темой поможет пробуждению желания дальше заниматься историей своей страны.

Фото автора

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *