Кризис американского образования мешает восстановлению экономики

b8413f4a
Год назад известный американский экономист Роберт Гордон представил один из самых мрачных прогнозов будущего мировой экономики. Гордон утверждает, что человечество может попрощаться с периодом бурного экономического роста: это было уникальное время в истории, но оно закончилось.

В свежей колонке для The New York Times Гордон рассуждает о будущем американской системы образования, которая сама по себе стала ограничителем экономического роста.

Образовательный бум

На протяжении большей части американской истории родители были уверены, что их дети будут гораздо более образованны, чем они сами. Так и происходило.

Если в 1900 году среднюю школу оканчивали менее чем 10% молодых людей, то к 1970 году аттестат имели уже 80% американцев.

Рост уровня образования рука об руку шел с экономическим ростом и ростом благосостояния. Экономисты из Гарвардского университета Клаудия Голдин и Лоренс Кац выяснили, что с 1891 по 2007 годы реальный объем производства на одного человека рос в среднем на 2% в год, то есть удваивался каждые 35 лет. В 2007 году средний американец получал в два раза больше, чем в 1972 году, в 4 раза больше, чем 1937 году и в восемь раз больше, чем в 1902 году.

Размер премий, которые работодатели платили выпускникам колледжа по сравнению с выпускником средней школы, рос с 1970 года. Это легко объяснимо. Компании давали более высокую зарплату образованным людям, потому что они более продуктивны.

Но в 2000 году что-то пошло не так. Число совершеннолетних американцев, получивших качественное среднееобразованиеупало на 74%. Профессор из Университета Чикаго Джеймс Хекман обнаружил, что владельцы сертификата GED (аналог ЕГЭ) перестали получать более высокую зарплату, чем их не имеющие полного среднего образования сверстники.

Более того, результаты PISA (программы международной оценки учащихся, тестирующая школьников по нескольким предметам) показали, что у школьников из США навыки в чтении, математике и естественных науках хуже, чем у их сверстников из других развитых стран.

Дорогое образование тормозит экономический рост

К 2007 году рост среднегодового объема производства на душу населения за последние 25 лет снизился с 2% до 1,3%. Результаты 2013 года выглядят еще хуже. При этом реальный доход средней американской семьи за год так же упал и был ниже, чем в 1998 году.

На протяжении десятилетий стоимость университетского образования росла быстрее, чем инфляция. А государство сокращало расходы на обучение. В период между 2008 и 2012 годах государственное финансирование высшего образования сократилось на 28%. Руководители учебных заведений Лиги Плюща любят рассказывать про щедрые субсидии, которые получают студенты из семей со средними доходами. Но подавляющему большинству американских студентов они не достаются.

При этом инвестиции в обучение перестают окупаться. Если четыре года назад высшее образование гарантировало высокие доходы, то сейчас четверть выпускников колледжей не могут найти работу. Общий долг студентов превышает $1 трлн.

Те, кому удается найти работу, также оказываются в худшем положении, чем их предшественники, получившие образование до кризиса. Исследования показывают, что среднестатистический студент колледжа берет кредит на обучение в размере $ 100 тысяч. Раньше он бы расплатился с долгами и начал получать прибыль к 34 годам. Сейчас этот «возраст безубыточности» повышается.

Эта ситуация очень опасна, потому что падение уровня образования имеет долгосрочные эффекты. Каждый ученик, бросивший среднюю школу становится работником, который обречен до конца жизни получать минимальную зарплату.

Чтобы решить эту проблему, Гордон предлагает более равномерно распределять госрасходы на обучение и приводит в пример Канаду. Там каждая провинция самостоятельно управляет и финансирует образование в начальной и средней школе и в колледже. Это позволяет избежать неравенство, присущее американской системе.

Кроме этого на канадском рынке образования нет такой безумной инфляции.Обучение на факультете искусства и науки Университета Торонто обойдется студенту всего лишь в $5695, в то время как в Гарварде за обучение придется отдать $ 37576. Это приводит к тому, что в США студентов, заканчивающих обучение, на 15% меньше.

По информации www.finmarket.ru
Фото stochastictrend.blogspot.ru

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *