Игровая комната для особых детей открылась в Петрозаводске

b8413f4a
В Республиканском детском эколого-биологическом центре открылась игровая комната для детей с проблемами коммуникации. Получив грант карельского Минздрава, игровую организовали петрозаводчане, воспитывающие детей с заболеваниями аутичного спектра. Руководит проектом «Играем вместе» педагог Наталья Никулина.

До рождения третьего ребенка Наталья работала педагогом дополнительного образования, занималась проектами по правам человека в Юниорском союзе «Дорога». Сыну Натальи поставили диагноз, связанный с аутичным спектром. У ребенка оформлена инвалидность, а сама Наталья не понаслышке знает, через какие трудности и формальные процедуры проходят родители особых детей.

С начала 2014 года Наталья вместе с мамами особых ребят делали все возможное, чтобы открытие этой игровой состоялось. Для детей в Республиканском детском эколого-биологическом центре оборудовали комнату, закупили игрушки, мебель и сухой бассейн на средства гранта карельского минздрава.

— Почти полтора месяца мы отлаживали режим работы и прочие оргвопросы на малом количестве тех, кто помогал в создании игрового пространства, но скоро начнем расширяться и рассказывать о себе, — делится планами Наталья Никулина, руководитель проекта «Играем вместе». — Конечно, пока рано говорить о каких-то результатах, но мамам по-моему стало веселее. Это тоже важно. Родители начали активно предлагать свою помощь в организации занятий. Многие из «развиваек» мамы для детей проводят самостоятельно, обмениваются опытом, учатся находить общий язык со своими детьми.

В Карелии для детей с проблемами аутичного спектра, увы, найти специалистов невероятно сложно. Наталья Никулина вынуждена констатировать:

— Для детей с таким заболеванием необходима ранняя диагностика, а у нас только к трем годам дети реально попадают в психоневрологический диспансер. Но я считаю, что с детьми в группе риска можно и нужно начинать работать уже с полутора лет. Причем доказано, что чем раньше начнется такая работа, тем лучше для малыша. И даже если диагноз не подтвердится, занятия не помешают обычному развитию дошкольника. В международной практике лечения аутизма существует направление под названием АВА-терапия. Многие наши специалисты выступают против такого подхода, но ее эффективность доказана исследованиями. Кстати, мой сын имел возможность работать с таким терапевтом, и эффект был заметен после нескольких занятий. К сожалению, наш специалист уехал в другую страну, так что теперь в Петрозаводске нет ни одного АВА-терапевта. Есть, конечно, дистанционные курсы и надежда, что кто-то из студентов-педагогов, которые планируют работать в коррекционной педагогике, пройдут стажировку и будут помогать нашим детям. Есть родители, которые готовы платить за такие занятия.

Насколько важно появление такой игровой становится понятнее и из истории Степы, сына Натальи. Совсем не долго мальчик ходил в обычный детский сад. Но после того, как там сменилась заведующая, поменялся один из воспитателей в группе, на ребенка написали докладную. Когда мама попыталась узнать, а как же работает инклюзивное образование, ей пояснили, что такое есть только на бумаге, а в реальности —  нет. Так что с тех пор Степан в сад не ходит. И до сих пор не получил место в детсаду, куда хотела бы отдать его мама. Детям с инвалидностью даже этого в Петрозаводске гарантировать не могут.

— Создание игровой комнаты вызывает позитивные эмоции, — говорит Сергей Стангрит, музыкальный терапевт, руководитель «Стангрит-центра», который несколько лет занимается с особыми детьми. — Хочется поблагодарить всех, в том числе и официальных лиц министерства образования и минздрава Карелии, которые принимали активное участие в её появлении! С другой стороны, всколыхнулись застарелые уже переживания об отсутствии у нас в городе целостной системы реабилитации детей с особыми возможностями здоровья. Я вовсе не считаю себя «не-патриотом», но в деле реабилитации особых детей и взрослых нам есть чему поучиться у развитых стран Запада, впрочем, и Востока, например, Китая. Мировой опыт показывает, что при учёте индивидуальных особенностей ребёнка можно достичь хороших результатов в его развитии и социализации.

Директор Республиканского детского эколого-биологического центра, Светлана Начинова, которая больше 15 лет руководит театральной студией «Росток», в ней занимаются дети в том числе и с аутичным спектром, говорит:

— Мы рады, что наш центр становится центром общественного участия.

Наверное, когда система образования и здравоохранения выполняет свои функции по отношению к особым детям не в полном объеме, на первый план выходит личная инициатива, поддержка общества и желание родителей помогать своим детям расти в по-настоящему доступной среде. Проект «Играем вместе» — это личная инициатива родителей, которая поможет детям получать знания, навыки и  позитивные эмоции — все то, чего много в развитии ребятишек не бывает.

Фотографии сообщества «Играем вместе»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *