Актуальные вопросы образования обсудили в рамках научно-практической конференции в Петербурге
Мероприятие прошло в восьмой раз, и организаторами его выступили Комитет по образованию, Санкт-Петербургский государственный университет, НИУ Высшая школа экономики и частное образовательное учреждение гимназия «Альма Матер». Как сообщили организаторы, в этом году на конференцию приехали более 170 человек из 19 регионов России. Среди участников – директора школ, руководители региональных комитетов образования, педагоги, экономисты, юристы и т.д.
К слову, конференция ежегодно собирает большое количество заинтересованных людей. Возможно, потому, что работа на ней строится по принципу неформального общения. После основных докладов участники усаживаются в прямом смысле слова за круглые столы и с помощью коллективного разума пытаются разобраться с той или иной проблемой. В этом году на проблемном поле оказались такие темы, как сочинение, включенное в формат ЕГЭ, объединение родителей в межшкольные сообщества, индивидуальный учебный план и эффективный контракт. Ключевым вопросом при обсуждении данных тем был следующий вопрос: что изменится в образовательной организации с присутствием в ней всего вышеперечисленного?
Как отметили модераторы «круглых столов», напряженная работа коллективной мысли всегда даёт очень любопытный эффект. Высказывая свою точку зрения, люди зачастую делятся очень интересными наблюдениями, и, что немаловажно, задают новые вопросы, обнаруживая неожиданные ракурсы того или иного явления или процесса в системе образования.
Например, участники «круглого стола», посвященного эффективному контракту, высказали убеждение, что система показателей и критериев в части стимулирования учительского труда должна быть достаточно широкой, потому что все школы разные и люди, в них работающие, тоже очень разные. Нельзя подходить с одним и тем же измерителем к педагогу статусной школы и к педагогу сельской школы.
По теме обязательного итогового сочинения прозвучали мысли о том, что введение сочинения опять поднимет волну репетиторства, увеличится количество списанных сочинений, а главное, кто будет к нему готовить, если в школах наблюдается дефицит хороших словесников.
К межшкольному родительскому сообществу педагоги тоже относятся с некоторой долей недоверия. Если оно призвано разрешать только негативные ситуации, то тогда дублирует работу уполномоченного по правам ребенка. Подобное сообщество, конечно, важно иметь не в противниках, а в союзниках, но как это сделать — вопрос.
С правом ребенка на индивидуальный учебный план также не все просто. Прежде всего, потому что это дополнительная нагрузка на педагога, которая, скорее всего, не будет оплачиваться. Для того, чтобы это право было реализовано, нужна четко прописанная нормативно-правовая база.
Никто не сомневается, что изменения в системе образования необходимы, и они уже идут, однако, как заметил член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Олег Лебедев, любые изменения в сфере образования могут давать результаты, только не всегда это те результаты, которые ожидались. Поэтому это нужно учитывать при проектировании и разработке всего того нового, что собираются предложить системе образования.
Фото автора