Профессии будущего представили в едином атласе Сколково и Агентство стратегических инициатив

Профессии будущего представили в едином атласе Сколково и Агентство стратегических инициатив
Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив представили «Атлас новых профессий». В нем описаны специальности, которые будут востребованы в ближайшие 10-20 лет. В основе Атласа — масштабное исследование «Форсайт компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2,5 тысяч экспертов.

Методика исследования принципиально отличается от тех, что применялись в этой сфере раньше: форсайт – это не прогнозирование, а конструирование будущего отрасли. Поэтому в Атласе можно увидеть такие профессии, как IT-проповедник (специалист по продвижению новых решений в группы, консервативно настроенные по отношению к передовым технологиям) или специалист по кристаллографии (профессионал с хорошим знанием диагностических и клинических аспектов использования кристаллов в медицине).

Всего в Атласе 132 профессии, из которых 100 – перспективных, а остальные — отмирающие. Для новых специальностей указаны краткие расшифровки и перечень вузов, где можно получить базовое образование, которое позволит через несколько лет оказаться востребованным специалистом; для профессий-«пенсионеров» — пояснения, почему они вытесняются с рынка труда. Точкой отсчета выбран 2020 год.

Как утверждает Денис Конанчук, руководитель Центра образовательных разработок Московской школы управления «Сколково», сейчас молодежь выбирает не профессию, а, скорее, стиль жизни. Поэтому все профессии, представленные в Атласе, снабжены значками надпрофессиональных навыков и умений. К ним относятся, например, способность к творчеству и системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними). При этом авторы проекта признают – внедрять новые образовательные стандарты в традиционных университетах очень сложно, механизмов для этого пока просто не существует.

Так, по мнению составителей Атласа, к умирающим профессиям относятся врачи-диагносты, журналисты и лекторы. Ожидается, что первых заменят приложения для смартфонов и планшетов, вторых – системы автоматической генерации текста, а третьих – онлайн-курсы, подобные Coursera. Однако в каждом из этих случаев развитие пока запаздывает. Так, опросы показывают, что студенты относятся к онлайн-образованию куда более поверхностно, чем к аудиторным занятиям. И не очень понятно, что делать с теми членами общества, которые однозначно будут сопротивляться прогрессу: сомнительно, что пожилые люди променяют поход к своему терапевту на возможности безликого устройства. Да и IT-проповедников, пожалуй, на всех не хватит.

К тому же одной из важных надпрофессиональных компетенций является мультикультурность, то есть, возможность понимать национальный и культурный контекст стран-партнеров. Как это возможно при усилении прославянских настроений в сегодняшней России, не очень понятно.

В целом, Атлас сделан красиво, качественно. Само исследование выглядит очень солидно. Печатное издание приятно держать в руках. Версия, размещенная на сайте «Сколково», радует глаз версткой и дизайном. Даже не вызывает сомнений, что когда-нибудь мы действительно придем к высокотехнологичному компьютерному будущему. Но когда это произойдет? Вряд ли до 2020 года.

Фото сайта digest.subscribe.ru

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *