Общественная палата рекомендует Минобрнауки отсрочить утверждение федерального перечня учебников

b8413f4a
Общественная палата рекомендует Минобрнауки отсрочить утверждение федерального перечня учебников
Общественная палата рекомендует отсрочить принятие приказа Минобрнауки по утверждению федерального перечня учебников, и рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка формирования данного перечня. Сообщение об этом опубликовано на официальном сайте ОП РФ.

28 февраля 2014 года Научно-методический совет Минобрнауки принял решение не рекомендовать к включению в федеральный перечень 136 учебников. ОП считает, что ряд изданий был «отклонен по формальным основаниям при наличии положительных экспертных заключений», что «уже вызвало социальную напряженность в учительской и родительской среде и может повлечь серьезную угрозу социальной стабильности». По ее мнению, это связано с недоработками в действующем порядке формирования перечня учебников, утвержденного Минобрнаукой от 5 сентября 2013 года.

В заключении ОП написано, что «в результате возможность обучаться по тем или иным учебникам зависит не от качества учебников, а от оперативности и бюрократической подготовленности издательств (правообладателей)».

В качестве примера, в заключении приводятся учебники по системе Леонида Занкова, которые соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам. «Издательство, неверно информированное о новых требованиях, вместо оригиналов заключений педагогических экспертиз предоставило в совет нотариально заверенные копии. В сложившейся системе заложниками ситуации оказались школы, учащиеся и их родители, поскольку по этим учебникам на данный момент обучается около 500 тысяч учащихся начальных классов», — поясняется в заключении ОП.

Важным моментом, по мнению ОП, является тот факт, что, несмотря на название, перечень учебников является не рекомендательным — он имеет важное нормативное значение и «ограничивает возможность выбора тех или иных учебников образовательной организацией». Это связано с тем, что в Статье 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» четко обозначен запрет на использование государственными образовательными учреждениями учебников, не вошедших в перечень.

— Фактически, решение совета сокращает перечень учебников, которые могут быть использованы в учебном процессе, отрицает ценность вариативности общего образования и не соответствует принципам государственной политики в сфере образования, закрепленным в Федеральном законе, — подчеркивается в заключении.

ОП обращает внимание на то, что «процедуры фиксации факта поступления комплекта документов и процедуры оперативного исправления выявленных формальных ошибок при подаче документов проектом приказа не установлены».

В связи с этим, ОП отправила Министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову и помощнику президента РФ Андрею Фурсенко заключение по экспертизе проекта приказа «Об утверждении федерального перечня учебников», в котором рекомендует отсрочить принятие данного приказа, «провести дополнительный анализ востребованности и реального использования учебников, которые не вошли в перечень, и пересмотреть решение совета», а «также рассмотреть вопрос совершенствования порядка формирования перечня, с целью обеспечения безусловного приоритета содержательных критериев над формальными при рассмотрении вопросов включения учебников в перечень».

Напомним, на прошлой неделе Общественный совет при Минобрнауки РФ также обсудил ситуацию с федеральным перечнем и рекомендовал министерству изменить порядок его формирования.

По информации oprf.ru
Фото Марии Голубевой

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *