Минобрнауки РФ показало блеск образования, скромно умолчав о нищете

Минобрнауки РФ показало блеск образования, скромно умолчав о нищете
На прошедшей сегодня итоговой коллегии Министерства образования и науки РФ выступающие отчитывались об успехах и проблемах года прошедшего и ставили задачи на 2014 и ближайшие годы. Проблемы выглядели мелкими, отчеты и планы были наполнены блеском и звоном побед.

?В кратком приветственном слове зам. председателя правительства РФ Ольга Голодец заявила в первую очередь: «Итоги года в системе образования можно считать успешными». Первый прорыв касается дошкольного образования. На всей территории страны активно работает программа по преодолению дефицита мест в детских садах. На развитие инфраструктуры было выделено 50 млрд рублей. Это 390 тысяч мест в дошкольном образовании. Программа будет продолжаться в этом и будущем году. И для ее реализации выделено дополнительно 40 млрд рублей. «Очереди для детей от 3 до 7 лет быть не должно», — сделала вывод Ольга Юрьевна.
Еще один приоритет современной системы образования – повышение зарплаты учителям. Выполнить майские указы президента РФ – довести среднюю зарплату в образовании до средней по экономике – удалось почти всем регионам. Не справились только Республики Тыва, Марий Эл и Калмыкия. Зарплата учителя выросла на 38%. «Это огромное достижение системы образования и государства в целом», — уверена Ольга Голодец.
Зам. председателя правительства РФ гордится тем, что профессиональный стандарт первой создала именно система образования. Профстандарт педагога утвержден в Минюсте, скоро им начнет пользоваться каждый работодатель.
Особо Ольга Юрьевна сказала о переменах, которые планируются в системе дополнительного образования. «Оно должно быть приближено к каждому ребенку. Должно развиваться по всему спектру современных специальностей. К лету будет разработана концепция дополнительного образования, которая позволит вывести эту систему на новый качественный уровень».
В школах возникли попечительские, родительские советы. «Мы учимся разговаривать с гражданским обществом, слышим его. Невозможно научить, воспитать в одиночку. Необходимо вовлекать в этот процесс родителей, вместе с ними творить», — считает Ольга Голодец.
Хорошо, считает Ольга Юрьевна, что существуют попытки выстраивания независимой оценки системы образования. «То рейтингование, которое предлагают независимые эксперты и институты, дает возможность проанализировать ситуацию и сказать, как идут дела в разных регионах. Это повод для конкретных управленческих решений на федеральном и региональном уровнях».
После короткого и живого выступления Ольги Голодец, доклад министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова прозвучал достаточно сухо. Дмитрий Викторович отрывался от бумаг только для небольших комментариев.
В первую очередь министр отметил, что система образования вступила в новый учебный год с обновленной нормативной базой. И что приоритет российского образования сегодня – это качество. На достижение качества ориентированы все изменения.
Дмитрий Ливанов, так же, как Ольга Голодец, говорил о повышении зарплаты. Но, к счастью, отметил и проблемы в этом процессе – когда повышение происходит за счет увеличения учебной нагрузки педагогов. Он назвал это профанацией, к тому же вредной для морального климата в школе. Дмитрий Викторович заметил здесь же, что рост зарплаты не приведет к автоматическому повышению качества образования.
Дальше речь пошла об успехах – принятие профессионального стандарта педагога, создание нового порядка включения учебников и пособий в федеральный перечень, решение вопроса о подвозе детей в сельские школы, ремонт школ, пополнение фондов школьных библиотек, развитие дистанционного обучения детей-инвалидов.
В планах министерства — повышение внимания к системе СПО.
Приоритет 2014 года — переформатирование ЕГЭ, которое обеспечит его честность и объективность.
Что касается высшего образования, Дмитрий Ливанов объяснил, что реорганизация вузов, закрытие филиалов – не самоцель. «Мы будем бороться с некачественным высшим образованием. Плохо, когда молодой человек сталкивается в начале жизненного пути с таким халтурным отношением к делу».
Наука и технологии, диссертации и РАО, устройство в семьи детей, оставшихся без попечения родителей, – отчет касался всех сфер образования. Но, несмотря на то, что иногда звучала фраза «остаются проблемы», в целом картина получилась весьма радужная…
Выступали с реляциями представители регионов, как это всегда бывает на итоговых коллегиях…
О совместных проектах с Минобрнауки РФ рассказал министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, в том числе он пообещал селу отличный оптоволоконный интернет…
Уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов призвал педагогов не быть равнодушными, воспитывать не преступников, но героев. И теснее сотрудничать с уполномоченными по правам ребенка на местах…
Зал заседаний оживился, когда на трибуну вышел директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург. Евгений Александрович сказал в присущем ему иносказательном стиле: «Лица детей изменились, а лица учителей меняются не так быстро». И затем очень четко определил ситуацию. Есть три основных стандарта – ФГОС, Профессиональный стандарт педагога, Стандарт дошкольного образования. Надо, чтобы в педвузах будущих учителей готовили к работе с этими непростыми, но основополагающими документами. А действующих учителей необходимо  переподготавливать. Готовы ли к этому педвузы и система повышения квалификации – большой вопрос. «Нам нельзя торопиться, но и тормозить нельзя», — мудро резюмировал Евгений Ямбург.
Может быть, итоговую коллегию Минобрнауки РФ стоило посвятить обсуждению конкретных действий, которые надо сегодня-завтра предпринять, а не радостному перечислению цифр и фактов?

Фото автора

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *