В Совете Федерации обсудили проблему защиты детей от опасного влияния Интернета

b8413f4a
В Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему “Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет”. Современные информационные технологии давно вошли в нашу жизнь и стали её неотъемлемой частью. Однако мы уже успели убедиться, что несут они не только добро и могут стать источником огромной опасности. Как оградить детей?

?Как отметила в своём выступлении председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, современные информационные технологии давно вошли в нашу жизнь и стали её неотъемлемой частью. Однако мы уже успели убедиться, что несут они не только добро, но и могут стать источником огромной опасности. Доказательством служат сайты наркоторговцев, сектантов, педофилов, фашистов и масса других вредоносных ресурсов.

Оградить граждан от воздействия всего этого призваны рад законодательных актов, принятых в последнее время. Среди них — Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и так далее. Кроме того, Минкомсвязи и Минобрнауки совместно с Советом Федерации подготовлен перечень видов информации в Интернете, причиняющей вред здоровью и развитию детей или не соответствующей целям образования. Основой же для дальнейшего совершенствования законодательства должна стать Концепция информационной безопасности детей, над проектом которой трудятся более ста видных учёных – юристов, педагогов, психологов, специалистов IT и пр.

— Но все эти инициативы будут иметь слабый эффект, если мы не сумеем заинтересовать наших главных союзников – родителей, — сказала Валентина Матвиенко. – Именно они, в первую очередь, должны быть заинтересованы в том, чтобы предостеречь детей от тлетворного влияния Глобальной паутины, оградить от вредного контента и научить, как ему противостоять. Бесконтрольное пребывание ребёнка в Сети не менее опасно, чем прогулки ночью в незнакомом городе.

Правда, по словам председателя Совета Федерации, родителям самим сначала дать необходимую информацию по этой теме, заинтересовать их, повысить ответственность за своих детей. Вполне возможно, что имеет смысл часть родительских собраний в школах посвятить не успеваемости и поведению, а вопросам кибербезопасности. Надо доступным и понятным языком рассказать папам и мамам, бабушкам и дедушкам, что такое функция «Родительский контроль», как её настроить на компьютере, планшете или смартфоне ребёнка, как бороться с интернет-зависимостью и т.д. Также стоит включить подобные блоки информации в курсы предметов ОБЖ, Технология, Информатика и ИКТ.

Параллельно, конечно же, нужно работать и над альтернативными предложениями, над “белым Интернетом”, создавая сайты с полезным и позитивным контентом, чтобы было чем отвлечь ребят. Работу в этом направлении, в частности, проводят организации, входящие в Лигу безопасного Интернета. Значительным прорывом можно считать создание нового кириллического домена .ДЕТИ, призванного объединить все безопасные и полезные для ребят интернет-ресурсы.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов отметил, что его ведомство плотно занимается проблемами безопасного Интернета с 2006 года. За это время разработан ряд очень важных документов, методических рекомендаций и программ, призванных помочь учителям более эффективно использовать ресурсы Сети и защитить детей от вредоносного контента. Правда, признался он, пока так и не удалось создать по-настоящему эффективного продукта, который можно было бы предложить всем образовательным учреждениям страны в качестве средства контентной фильтрации. Поэтому школам приходится пользоваться тем, что есть, что предлагают им различные компании (в частности, netpolice.ru). И эту проблему необходимо исправить.

Тем не менее, вопросы повышения ИКТ-компетенции педагогов успешно решаются, в институтах повышения квалификации действует соответствующая программа, разработанная ФИРО. К тому же, новые ФГОС совершенно чётко и ясно ориентируют на то, чтобы учителя стремились развивать у детей умение работать с информацией на компьютере и в Сети, а это без знания основ кибербезопасности невозможно.

Заместитель председателя Госдумы РФ Сергей Железняк привёл ряд весьма красноречивых цифр.

— На сегодняшний день, согласно исследованиям, 2/3 времени наши дети проводят в Сети без нашего ведома, и мы не знаем, что они там делают, — сказал он. – И это притом, что 4 из 5 родителей согласны, что Интернет – место, где детей нужно охранять от опасностей. Более 1/3 мальчиков и девочек в возрасте до 16 лет, блуждая в Глобальной паутине, хотя бы раз сталкивались с домогательствами, угрозами и оскорблениями. Поэтому защитить их – наш долг!

При этом, однако, Сергей Железняк считает, что хоть интернет-зависимость и считают болезнью, всё-таки действовать только запретами не стоит. Нужно, например, поощрять развитие киберспорта, создавать по-настоящему качественные и интересные компьютерные игры, обучающие программы. Важно фильтровать не только виртуальный, но и словесный контент, то есть использовать в текстах и описаниях лишь те слова и определения, которые понятны людям, иначе поиски этимологии могут завести их туда, куда они бы никогда не попали. Иными словами, нельзя провоцировать развитие нездорового интереса к темам, упоминания которых вообще можно было бы избежать.

— И, конечно же, нужно всегда помнить: для достижения максимального результата никогда не нужно ограничиваться полумерами, — заключил Сергей Железняк. – Логический итог в борьбе с противоправным контентом – это введение повсеместной верификации пользователя при вхождении в Интернет. Пока туда может входить абсолютно кто угодно, и действовать, оставаясь анонимом, бороться с распространителями порнографии, пропагандой наркотиков и разжигателями ненависти крайне затруднительно.

Бурные эмоции вызвало выступление самого молодого участника парламентских слушаний – ученика одной из питерских школ Сергея Абрамова, руководителя проектов “Блог школьного всезнайки” и Портал по кибербезопасности “Сетевичок”.

— Конечно же, очень важно создать как можно больше сайтов с позитивным контентом, напрочь лишённых вредной информации, — отметил Сергей. – И чем больше их будет, тем лучше. Однако заниматься созданием таких сайтов должны профессионалы не только в области IT, но также педагоги, хорошо знающие детскую психологию, люди, которые в курсе того, что вообще интересует детей. Пока же, увы, если мы и видим на каком-нибудь “взрослом” сайте раздел, отведённых для ребят школьного возраста, то нередко выглядит это весьма уныло. Могу честно сказать: дети идут на те или иные ресурсы не потому, что там находится запрещённый контент, а просто потому, что там интересно. Отвлечь детей от таких сайтов можно только предложив в другом месте что-либо ещё более интересное. Но в идеале хорошо бы переманить их не с плохого сайта на хороший, а из виртуального пространства в реальное. Однако признайтесь — разве много у нас в реале предложений, способных заинтересовать современных детей и заставить их покинуть компьютер? И, конечно же, мало просто создать множество хороших сайтов, нужно научить людей правильно ими пользоваться. Например, наша учительница недавно в течение трёх уроков показывала нам фильм про масонов. Мне кажется, с точки зрения методики это не совсем правильно…

Фото автора

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *