Уровень индивидуального развития школьников не влияет на учебные результаты
Этот рейтинг, по словам исполнительного директора Центра социальных рейтингов РИА Новости Натальи Тюриной, стал ежегодным исследованием. Текущее является уже четвертым. И число его участников постоянно растет.
В этом году участие в исследовании приняли 1428 школ повышенного уровня: лицеи, гимназии, кадетские школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов и т.д. Это те учебные заведения, которые в 2012 году получили на реализацию своих программ повышенное финансирование.
— На самом деле большинство школ, которые участвуют в исследовании, не получат большого удовольствия от результатов. Возникает вопрос, зачем это нужно? Мы исходили из того, что любой рейтинг должен быть ориентирован на конечного потребителя. Для родителей результаты этого рейтинга будут хорошей информационной поддержкой при выборе школы. Для директоров они могут стать некоторой точкой отсчета, они поймут, в чем их школы отстают или превосходят других, поймут, туда они идут или не туда. Полезны эти результаты и для выработки образовательной политики в регионах. Но с другой стороны, рейтинг — это лишь форма представления результатов сравнительной оценки, нельзя возводить его в абсолют, — отметил исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Марк Агранович.
Как научный руководитель исследования Марк Агранович озвучил и сами результаты. В целом, лучшие школы повышенного уровня были выявлены в Москве, Пермском крае и Томской области.
— Для меня самый главный результат этого исследования — это добровольное участие школ. 16 образовательных организаций нашего региона добровольно передали исследователям данные для анализа. Мне кажется, это показатель того, что та самая культура рейтингов, о которой мы говорим, уже формируется. Школам становится интересно, где они находятся, интересно развиваться дальше, важно получать экспертную оценку для саморазвития, — подчеркнул руководитель Центра оценки качества образования ТОИПКРО Борис Илюхин.
Если говорить о других результатах исследования, то удалось выявить и регион, где предоставляется наиболее доступное образование в школах повышенного уровня. Это Новосибирская область. Республика Коми, Калужская область и ЯНАО показали наиболее ровные результаты. Это означает, что у ребенка в этих регионах независимо от его места рождения, есть шанс получить образование в школе повышенного уровня.
Что касается содержательных результатов исследования, то, по словам Марка Аграновича, среди них оказались вполне ожидаемые и крайне неожиданные. Среди ожидаемых: более высокие результаты школ, которые находятся в конкурентной среде; сильное влияние на результаты обучения дополнительного образования в школах. Естественным оказалось и то, что сельские школы повышенного уровня уступают в рейтинге городским.
Среди неожиданных результатов на презентации обозначили тот факт, что школы повышенного уровня, расположенные в малых городах, могут успешно конкурировать со школами столиц. Особое внимание было уделено и тому, что уровень показателей индивидуального развития учащихся не влияет на учебные результаты. Здесь, по мнению Марка Аграновича, налицо достаточно странная ситуация, потому что это противоречит мировым тенденциям. Это может быть связано с тем, что порой происходит сдача формальной отчетности по этому показателю, а может складываться, как отметил Марк Агранович, и такая ситуация, когда возможности, которые предлагаются ученику, являются совсем не теми, которые ему нужны. Кроме того, удалось выяснить, что наличие в школах детей с особыми потребностями не снижает результаты школ.
Среди явных лидеров рейтинга оказались чуть более 30 школ. Они значительно отличаются от тех, которые идут за ними. Главная проблема состоит в том, что происходит с теми, кто оказался в хвосте рейтинга. Эти школы порой показывают результаты хуже, чем в среднем по региону.
Результаты, которые сегодня представляют многочисленные рейтинги, могут на первый взгляд показаться достаточными для того, чтобы сразу принять какое-то решение. Тем не менее участники обсуждения предостерегли от подобного подхода, особенно управленцев. По результатам рейтинга школ повышенного уровня, как отметил Марк Агранович, нельзя оценивать их эффективность, надо очень аккуратно разбираться с этим вопросом. Выводы этого исследования говорят, скорее, об их результативности. Кроме того, нельзя сравнивать результаты школ по годам, каждый год вес балла меняется.
Более подробно с Рейтингом школ повышенного уровня РФ – 2013 можно ознакомиться на нашем сайте: http://www.ug.ru/reitingi
Фото автора