Свыше 400 школьников приняли участие во Всероссийской конференции «Юность, наука, культура»

b8413f4a
В подмосковном пансионате «Бекасово» прошла XXIX Всероссийская конференция учащихся «Юность, наука, культура», организованная Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего». В мероприятии участвовало свыше 400 школьников, работало 27 секций, на которых выступили 260 докладчиков. Детей сопровождали более 100 педагогов, научных руководителей и родителей. Качество выступлений оценивали 50 экспертов из РАН, РАО, АПКиППРО, РГСУ, КГПУ и других учреждений, кроме того, было приглашено немало почётных гостей и представителей прессы.

При проведении конференции были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз молодежи».

С некоторых пор руководство страны озаботилось проблемой подготовки кадров, необходимых для укрепления научно-технического потенциала России. Как следствие, проектная деятельность учащихся была выбрана в качестве приоритетного направления образования и воспитания во всех регионах РФ. Но проекты ребята делали и раньше, да и научными исследованиями у нас занимались ещё с советских времён. Что же изменилось с момента, когда к этой деятельности было решено привлечь как можно больше детей? Об этом рассказывает председатель Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» Лев Ляшко.

— Сейчас мы наблюдаем резкое увеличение числа желающих принять участие в наших программах и заняться научно-исследовательской работой. Хорошо это или плохо? C одной стороны, людей, которые и раньше проводили те или иные исследования, участвовали в научных проекта, меньше не стало, уровень их работ ничуть не снизился. С другой стороны, стали присылать гораздо больше откровенно слабых работ. То есть количество пока ещё не перешло в качество. Дело в том, что если ученику и учителю интересно выполнять какие-либо измерения, выискивать закономерности, делать прогнозы и выводы, совершать маленькие открытия, конструировать приборы и т.д., они будут заниматься этим и безо всякого указания сверху, как, собственно, и было всё это время. Однако как только людям, далёким от науки, спускают директивы и принуждают заниматься научной работой, сразу же начинаются поиски вариантов, как можно от всего этого «отделаться». Проще всего создать иллюзию, имитацию, видимость какой-то деятельности, чтобы показать: что от нас требуют, тем мы и занимаемся. Некоторые даже не гнушаются плагиатом.

При этом, благодаря федеральной поддержке, о нас и о наших проектах узнало гораздо больше детей и взрослых, а значит, возросло и потенциальное количество тех, кому на самом деле интересно заниматься проектной деятельность и научными исследованиями. И если раньше педагоги включались в научную работу от случая к случаю, то сейчас они понимают: это хороший способ повышения профессиональной компетенции и квалификации.

Кстати, научно-исследовательская деятельность напрямую связана с профориентационной работой, которая постепенно возвращается в школы. Учителя теперь охотно рассказывают детям о том, что сейчас увеличен набор на технические специальности, что финансирование на науку заметно выросло, а поступить в вуз, имея за спиной победы в тех или иных конкурсах, гораздо проще. Можно считать это конъюнктурой, расчётом, однако нынешние дети прекрасно понимают ценность этих советов, и у них возникает мотивация к участию в работе.

Сейчас всё больше говорят об усилении роли дополнительного образования и охвате им как можно большего количества детей. Но ведь то, чем мы занимаемся эти без малого тридцать лет, представляет собой симбиоз урочной и внеурочной деятельности. На занятиях педагог определяет круг заинтересовавшихся той или иной темой ребят, а после уроков организует их самостоятельную работу. Причём она нередко проходит на базе лабораторий вузов, НИИ, в цехах заводов и пр. Тот интерес, который возникает в ходе изучения предмета, может развиться по мере выполнения проекта или исследования, особенно если их тему определил для себя сам ученик. Педагог и научный руководитель в данном случае призваны помочь, предоставить выбор, подсказать, подтолкнуть, направить.

Мне очень приятно, что в последние годы к нам всё чаще приезжают команды из кавказских республик — Чечни, Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии. Ребята привозят много гуманитарных и этнографических работ, они совершенно искренне позиционируют себя как патриоты не только своей малой родины, но и России в целом.

Хорошо, что государство стало относиться к этому виду деятельности более внимательно, причём не только на словах, но и на деле. В частности, с этого года наша конференция частично финансируется за счёт средств гранта, выделенного в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз молодежи».

Это позволило нам не только оплатить часть путёвок для участников конференции, но и усилить поддержку регионов в плане проведения вебинаров, на которых подробно рассказываем, в чём заключается суть проектной деятельности, как начать исследование, что для этого нужно, каковы требования к работам и пр. На средства гранта мы установили специальную платформу для этих вебинаров, организовали проведение ряда бесплатных курсов по исследовательской деятельности. Теперь участвовать в них может любой педагог, у которого есть компьютер и Интернет, для этого не нужно ни в какие командировки ездить.

Особенность конференции “Юность. Наука. Культура” заключается в том, что ребята приезжают сюда не только для того, чтобы представить свою работу, но и чтобы прикоснуться к прекрасному, послушать корифеев науки, пообщаться со знаменитыми людьми. Так, например, с лекциями выступили Сударенков Валерий Васильевич, член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и выдающийся российский микробиолог, академик Дебабов Владимир Георгиевич. Очень тепло, непринужденно прошла встреча с замечательным гостем форума известным композитором Евгением Крылатовым.

А теперь послушаем мнение самих участников конференции «Юность, наука, культура».

Ольга ГНУТИКОВА, 9 класс, Красноселькупская школа, ЯНАО.

— Я тут первый раз, узнала о Малой академии наук и конференции со слов учительницы — моей бабушки. Мой проект называется “Две судьбы – одна война”. Тему выбирали всей семьёй, выполняли тоже вместе, но ведь иначе никак нельзя, потому что сведения пришлось собирать ото всех.

Для меня поездка сюда – это сплошное приключение! Пока добиралась, сменила столько видов транспорта — машина, вертолёт, самолёт, поезд, метро, автобус… Но мне тут очень нравится! В следующий раз постараюсь опять приехать, но уже с новой темой.

Михаил Алексеев, 10 класс, школа № 12, Череповец.

— В прошлом году я был здесь, выступал на той же секции – “Фольклор и этнография”. И на следующий год обязательно продолжу его же, потому что мне эта тема “Русский народный театр” очень интересна.

Но после школы я хочу поступить в архитектурный университет на отделение логистики дорог. Эта тема мне нравится ещё больше, чем театр. Почему здесь я не представляю тему логистики? Потому что с театром я связан с детства, он мне ближе.

Дмитрий Селезнёв, 10 класс, ЦДО малая академия, лицей 48, Краснодар.

— Сюда я приехал впервые, но обязательно приеду ещё. В этот раз получил второе место, и очень хочу получить первое. Я понял, где у меня недочёты, обязательно учту пожелания и сделаю другую работу лучше этой. Право – мой конёк, меня уже приглашали в Ростовский юридический университет. Мне там вручили грамоту от самого декана юрфака, он сказал, что у меня есть хорошие задатки правоведа и что я могу поступить к ним. Это всё благодаря успехам в разных олимпиадах и богатому портфолио. Но если бы и не было таких «поблажек», я бы всё равно этим занимался.

Елена Пакалина, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодёжи, Саратов.

— Во Дворце творчества я веду занятия в Школе экскурсоводов и краеведов. На конференции «Юность, наука, культура» привожу детей уже восьмой раз, и знаю, какие требования тут предъявляют к работам и докладам. Динамика интересная: на первых конференциях было всё очень строго, дипломы давали далеко не всем, некоторые так и уезжали в статусе участника. А сейчас никто не уехал без диплома и награды! И это говорит о росте качества работ, потому что критерии остались теми же. Тут очень хорошая подготовка в плане научных требований. Чтобы всё соответствовало требованиям, предъявляемым к исследовательским работам, было правильно оформлено, проанализировано, были представлены расчеты и выводы.

Я привожу только тех детей, для которых сама являюсь научным руководителем. За прошедшие 8 лет многие из них пошли по тому профилю, который определился ещё в школе, в ходе выполнения научных проектов. И это здорово. Однако прелесть допобразования как раз в том и состоит, что оно не обязательное, и всё держится на интересе. Краеведческое направление нужно вообще всем, и оно нужно для любого гуманитария, кем бы он ни был. И даже для чиновников и политиков.

Если человек продолжает развитие в плане углубления той темы, которой занимался ещё в школе, это прекрасно, он становится высококлассным специалистом. Но если учащийся за время обучения в школе пробует одно, другое, третье, а поступает на четвёртое, это всё равно занятия исследовательской деятельностью полезны, потому что у него есть представление о разных сферах и областях занятости. Когда пробуешь многое, есть вариант найти именно то, что нужно тебе. Плюс расширить границы кругозора.

P.S. Фоторепортаж с мероприятия смотрите здесь.

Фото автора

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *