Старшеклассники поискового клуба «Север» из Петрозаводска готовятся к Дню Победы
Клавдия Ефимовна — участница Великой Отечественной войны, давний друг поискового клуба «Север» и музея «Память и время» школы № 3. Несмотря на почтенный возраст, она всегда соглашается на такие встречи, поскольку уверена, воспитание молодежи — это долг старшего поколения?.
— Это , наверное, подарок судьбы – 30 лет быть рядом с ветеранами, — говорит Любовь Владимировна Нифантьева, руководитель клуба и музея. — Детство мое прошло рядом с отцом, человеком высокой пробы, Владимиром Николаевичем Беляевым. 17 лет он ушел на фронт, по возвращении стал учителем, директором школы – был Педагогом от Бога. Это сейчас я понимаю, как много значит личный пример, как многого не могли сказать вслух наши отцы и матери, как много горечи у них таится в душе.
Клавдия Ефимовна много лет работала воспитателем в училищах Петрозаводска. Наверное, поэтому она никогда не отказывается от общения с современной молодежью. И даже сейчас, когда в школу прийти возможности нет, ветеран приглашает старшеклассников к себе.
В начале войны девушку эвакуировали из Заонежья в Пудож. В ноябре 1941 года ее зачислили в партизанский отряд №4, сформированный в Пудоже, а с декабря 1941года молоденькая Клава стала бойцом спецотряда НКГБ. Неоднократно она действовала в тылу врага. В 1943 году попала в плен. 23 мая этого же года ее приговорили финляндским военно-полевым судом к расстрелу. Приговор был заменен пожизненным заключением. Клавдия находилась в лагере военнопленных в Киндасове, а затем в тюрьме Хямянлинна (Финляндия). В 1944 году ее освободили.
Более 20 лет Клавдия Ефимовна работала воспитателем в четвертом, четырнадцатом и седьмом училищах системы начального профессионального образования. Ей присвоено звание отличника профтехобразования РСФСР.
— Индивидуальную работу с учащимися я вела всегда после уроков, — поделилась секретом своего профессионального мастерства Клавдия Ефимовна. — Другого времени на это у нас не было. Я никогда не делала замечаний воспитанникам в присутствии посторонних. Только спокойный разговор мог вызвать подростка на откровенность. С родителями я разговаривала только в присутствии воспитанника. И никогда не говорила о нем плохо. Это тоже помогало положительно влиять на ребят.
Любовь Владимировна Нифантьева вслед за своим старшим другом тоже ищет возможность рассказать о войне детям так, чтобы они не просто знали, а берегли историю своей страны.
— Я часто думаю о том, как быстро мы растеряли самое лучшее, что нам досталось в наследство от тех, кто воевал, кто хотел донести до наших детей правду о войне. Я стала свидетелем того, как школа постепенно превратилась в сферу образовательных услуг: на первый план выдвинулись ЕГЭ и ГИА. Сейчас у нас появились ФГОСы, которые, кстати, предусматривают деятельностный подход к образованию и воспитанию и настоятельно советуют воспитывать гражданина, — говорит Любовь Владимировна.
Конечно, многие считают, что за это время ушла сложившаяся система воспитания гражданина в школе. Очень часто школьники не знают героев Великой Отечественной войны, не помнят важных дат и не задумываются о том, сколько людей погибло в те годы. Поэтому так важна работа школьных музеев, в которых далекая история становится близкой и осязаемой для ребенка.
— Но все это капля в море, так как все обходится часто датами и акциями, а настоящей системы нет, — с сожалением говорит Любовь Владимировна Нифантьева, учитель русского и литературы школы №3 Петрозаводска. — Все заслонила, как это принято говорить, цифровая педагогика. Важно, сколько в школе победителей того или иного конкурса, той или иной олимпиады. Горько. Но, как бы то ни было, надо работать с младшим поколением и возрождать то лучшее, что у нас есть.
«Северяне» уже начали готовиться к 9 мая. Это событие станет по-настоящему значимым для клуба, музея и всей школы.
Фото из архива поискового клуба «Север»