Новый мониторинг эффективности вузов предлагают провести с учетом особенностей регионов
При этом уже принято решение отойти от принципа “отсечения наихудших” вузов, поскольку, во-первых, это не совсем корректный термин, а во-вторых, это чревато ущемлением прав граждан на получение высшего образования.
Эксперты пришли к единодушному мнению: необходимо не допустить дискредитации отраслевых вузов – спортивных, сельскохозяйственных, транспортных и тому подобное. Более того, следует и педагогические вузы выделить в отдельную категорию, поскольку они обладают ярко выраженной спецификой. С детьми должны работать только профессионалы своего дела, подготовке которых следует уделить самое пристальное внимание. Ведь образование – это всё-таки не предоставление образовательных услуг, как пытались нам внушить долгие годы, а сложный процесс, в котором воспитание играет исключительно важную роль.
А поскольку педвузы следует рассматривать как особую категорию, поступило предложение при проведении мониторинга оценивать их успешность, прежде всего, по двум критериям: 1) доле выпускников, которые за последние 5 лет пошли работать по специальности, 2) количеству победителей разного уровня олимпиад и конкурсов, которых сумели подготовить за последние 5 лет эти выпускники.
Кроме того, мониторинг-2014 предложено проводить с учётом специфики региона, в котором находится вуз. Ведь в одних субъектах РФ предъявляемые к вузам требования соблюсти гораздо легче, в других – сложно или даже невозможно. Поэтому в Москве, например, количество иностранных студентов всегда будет больше, а где-нибудь на Камчатке или Магаданской области – меньше требуемого, что, однако, весьма мало отражается на качестве высшего образования в этих регионах. И нужное количество публикаций в иностранных журналах военному вузу обеспечить куда сложнее, чем гражданскому.
Специфику региона важно учитывать ещё и потому, что “доноры” и “акцепторы” имеют разный потенциал для развития высшего образования, их жители имеют размеры среднего дохода, которые сильно отличаются друг от друга, следовательно это препятствует развитию частного сектора образования – просто потому, что не все могут позволить себе поступить на внебюджетные места или учиться в негосударственном вузе.
— Главное, это то, что лёд тронулся, и Минобрнауки теперь гораздо более внимательно относится к мнению регионов, старается учесть их интересы, — подытожила своё выступление Ольга Каширина. – В ходе дискуссии было высказано множество очень интересных предложений, например, использовать данные не только биржи труда (чтобы понять, кто из выпускников где работает), но и сведения налоговых служб (чтобы быть в курсе уровня заработной платы выпускников).
В будущем, сказала Ольга Каширина, министерство будет особое внимание уделять наличию и содержанию вузовских программ развития. Ведь в этом стратегически важном документе должны быть прописаны варианты, схемы взаимодействия, области ответственности всех членов “тройственного союза” — вуза, государственных структур и работодателей.
Важность такого союза подчеркнул и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев.
— На самом деле, Минобрнауки должно стремиться ещё более активно привлекать к обсуждению проблем образования (в том числе — высшего) самые различные организации, которые заинтересованы в результате этого процесса, — сказал Гутенев. – И если раньше министерство руководствовалось только своими собственными соображениями на этот счёт, то теперь в обсуждении важнейших проблем и принятии решений участвуют общественные структуры, а для подготовки профессиональных стандартов привлекают специалистов соответствующего профиля.
Как заявил парламентарий, проведение мониторинга с учётом отраслевой специфики исключительно важно, поскольку вузы сейчас находятся в очень неравной ситуации, причём вряд ли стоит взваливать всю вину только на них самих. К примеру, людей, которые стремятся поступить на физико-математические и естественнонаучные отделения, несоизмеримо меньше, чем тех, кто хочет учиться, скажем, на дизайнера или юриста. Хотя в стране взят курс на укрепление именно научного потенциала, разработку новых перспективных технологий. А это невозможно сделать без физиков и математиков. Поэтому государству имеет смысл поддержать соответствующие вузы и факультеты.
— Очень хорошо, что Минобрнауки решило поддержать наших граждан, поступивших в ведущие иностранные вузы, — отметил Владимир Гутенев. – Мы не должны существовать обособленно, нам нужно интегрироваться в мировую экономику, сотрудничать с другими странами, а для этого надо понимать, чему и как они учат своих специалистов. Но при этом, конечно же, не забывать поддерживать своё образование.
С пресс-конференции люди вышли глубоко вдохновлёнными и светлыми.