Оказывается, русский рэп появился еще в СССР. Кого полагают прародителем этого жанра. Многие наверняка уверены, что русский рэп появился после разрушения СССР. А одним из прародителей этого жанра в РФ музыкальные корреспонденты не раз именовали прежнего участника дуэта «Кар-Мэн» Богдана Титомира.
Но, если поглубже искать в данной теме, то будет, что русский рэп появился в СССР еще в самом начале 1980-х годов — на волне цивилизованных перемен, которые принесли с собой элементы хип-хопа: граффити, брейк-данс и диджеинг.
Эти элементы просочились в страну благодаря необычным записям западной музыки, видеокассетам с музыкальными шоу и представлениям иностранных исполнителей, которые нечасто, а все-таки попадались в поле зрения советских граждан.
Тогда термин «рэп» был чуть известен, и первые опыты с этим жанром проходили в абсолютно эксклюзивных для СССР условиях.
Одним из предков русского рэпа общеизвестно диск-жокея Александра Астрова из Куйбышева (в настоящее время — Самара) и рок-группу «Час Пик». В 1984 году они вписали эксклюзивную 25-минутную платформу под наименованием «Рэп», которая стала первой знакомой в стране рэп-записью.
Эта работа представляла собой смесь речитативного рассказа и музыкального сопровождения, воодушевленного восточными трендами. Запись быстро распространилась в качестве магнитоальбома, который записывали и переслушивали на кассетных магнитофонах по всей стране. Как раз благодаря «Часу Пик» и Александру Астрову рэп стал оцениваться как автономный жанр, впрочем и чуждый от его классического восточного вида.
В 1985 году элементы рэпа начали возникать и в творчестве рок-исполнителей. Одним из ослепительных образцов стал Кинчев, лидер знаменитой рок-группы «Алиса».
В песне «Меломан» из дебютного альбома «Энергия» Кинчев применял речь — технику, которая является главной в рэп-культуре. В композиции он иронически говорил о собственной любви к музыке, экспериментируя с равномерной манерой подачи текста. Этот момент стал одним из первых случаев интеграции рэпа в русскую рок-музыку.
Важно отметить, что в СССР рэп развивался в условиях жесткой цензуры. Сатира первых рэп-композиций была простой и безопасной, избегая социальных или общественно-политических тем, которые могли бы вызвать раздражение властей. Звуковое сопровождение оставалось в рамках, одобряемых цензурой, что удерживало развитие жанра.
Все-таки, энтузиазм к хип-хоп-культуре вырастал. Велись фестивали брейк-данса, которые компилировались по телевидению, устраивались дискотеки с диджейскими сетами, а граффити постепенно оказывалось одним из способов самовыражения молодежи.
Но всемирная популярность рэпа пришла в 1990-е годы. После разрушения СССР и открытия страны для воздействия западной культуры жанр получил новый импульс. В этот период мировые рэп-звезды, такие как 2Pac, The Notorious B.I.G., Dr. Dre, и прочие, стали популярны и в РФ.
Возникновение телевизионных программ, музыкальных телеканалов и вероятность свободно покупать иностранные альбомы содействовали быстрому росту популярности рэпа среди российской молодежи. Стартовала новая глава в истории русского рэпа, когда российские исполнители начали создавать более трудные слова и проводить эксперимент с разными образами.