Общественная палата рекомендует Минобрнауки отсрочить утверждение федерального перечня учебников

b8413f4a
Общественная палата рекомендует отсрочить принятие приказа Минобрнауки по утверждению федерального перечня учебников, и рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка формирования данного перечня. Сообщение об этом опубликовано на официальном сайте ОП РФ.

28 февраля 2014 года Научно-методический совет Минобрнауки принял решение не рекомендовать к включению в федеральный перечень 136 учебников. ОП считает, что ряд изданий был «отклонен по формальным основаниям при наличии положительных экспертных заключений», что «уже вызвало социальную напряженность в учительской и родительской среде и может повлечь серьезную угрозу социальной стабильности». По ее мнению, это связано с недоработками в действующем порядке формирования перечня учебников, утвержденного Минобрнаукой от 5 сентября 2013 года.

В заключении ОП написано, что «в результате возможность обучаться по тем или иным учебникам зависит не от качества учебников, а от оперативности и бюрократической подготовленности издательств (правообладателей)».

В качестве примера, в заключении приводятся учебники по системе Леонида Занкова, которые соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам. «Издательство, неверно информированное о новых требованиях, вместо оригиналов заключений педагогических экспертиз предоставило в совет нотариально заверенные копии. В сложившейся системе заложниками ситуации оказались школы, учащиеся и их родители, поскольку по этим учебникам на данный момент обучается около 500 тысяч учащихся начальных классов», — поясняется в заключении ОП.

Важным моментом, по мнению ОП, является тот факт, что, несмотря на название, перечень учебников является не рекомендательным — он имеет важное нормативное значение и «ограничивает возможность выбора тех или иных учебников образовательной организацией». Это связано с тем, что в Статье 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» четко обозначен запрет на использование государственными образовательными учреждениями учебников, не вошедших в перечень.

— Фактически, решение совета сокращает перечень учебников, которые могут быть использованы в учебном процессе, отрицает ценность вариативности общего образования и не соответствует принципам государственной политики в сфере образования, закрепленным в Федеральном законе, — подчеркивается в заключении.

ОП обращает внимание на то, что «процедуры фиксации факта поступления комплекта документов и процедуры оперативного исправления выявленных формальных ошибок при подаче документов проектом приказа не установлены».

В связи с этим, ОП отправила Министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову и помощнику президента РФ Андрею Фурсенко заключение по экспертизе проекта приказа «Об утверждении федерального перечня учебников», в котором рекомендует отсрочить принятие данного приказа, «провести дополнительный анализ востребованности и реального использования учебников, которые не вошли в перечень, и пересмотреть решение совета», а «также рассмотреть вопрос совершенствования порядка формирования перечня, с целью обеспечения безусловного приоритета содержательных критериев над формальными при рассмотрении вопросов включения учебников в перечень».

Напомним, на прошлой неделе Общественный совет при Минобрнауки РФ также обсудил ситуацию с федеральным перечнем и рекомендовал министерству изменить порядок его формирования.

По информации oprf.ru
Фото Марии Голубевой

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *