В Омской библиотеке нельзя читать Драйзера, зато можно пить пиво
Книга, которую так и не выдали в Омской государственной областной научной библиотеке имени А. С. Пушкина, одном из крупнейших информационных, культурных и общественных центров Сибирского региона, называется «Финансист». Написана Теодором Драйзером в 1912 году, так что вполне пуританская — рассказывает о становлении молодого финансиста. «Завтра была война» Бориса Васильева – о предвоенных событиях в жизни ровесников школьниц, которым не решались выдать книгу библиотекари.
Сотрудники библиотеки, собственно, следовали требованиям Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившего в силу с 1 сентября 2012 года. А потому, как объясняет руководство библиотеки, обслуживают пользователей «промаркированной информационной продукцией». Дело в том, что в соответствии с законом, издательство «Эксмо» поставило на «Финансиста» клеймо 18+ . На изданиях, выпущенных до 2012 года, вроде «Завтра была война», такой маркировки нет. Поэтому библиотекарям, как говорит заместитель директора Пушкинки Оксана Московцева, приходится решать самим, от какой литературы ограждать детей. Для этого создана специальная комиссия, поскольку формулировки в законе довольно расплывчаты. Из 3-х миллионов экземпляров фонда более 200 тысяч – художественные произведения, основную часть которых еще предстоит промаркировать. Так что библиотекари не особенно рады нововведению.
А вот филологи Омского государственного педагогического университета, ведущие социально-просветительский сайт «Современный русский», напротив, советуют 16-летним прочитать у Драйзера и «Американскую трагедию», и «Финансиста», и «Титана», и «Стоика». «Завтра была война» Васильева – тоже. И даже опубликовали их на сайте в списке книг, рекомендованных в соответствии с основными возрастными категориями читателей. Причем, сделали они это не просто так, а, по словам менеджера проекта Тамары Скок, кандидата филологических наук, после анализа списков, «предлагаемых к прочтению образовательными учреждениями, специалистами в сфере возрастной психологии.»
Это, кстати, не первый случай, когда требования закона расходятся с пожеланиями филологов. В ноябре 2013 года Ставропольская прокуратура, например, потребовала ограничить доступ детей к «мистическим» произведениям Владимира Набокова и «хулиганским» стихам Сергея Есенина, «не совместимых с задачами образовательного процесса».
Кстати говоря, несколько лет назад власти сдали в аренду часть здания научной библиотеки имени А. С. Пушкина, одного из крупнейших информационных, культурных и общественных центров Сибирского региона, под ресторан-пивоварню «У Пушкина», который вполне процветает. Общественники пытались протестовать, писали письма в городскую и областную администрацию, но чиновникам такое соседство почему-то не кажется странным.
Фото автора