Обсуждение финального варианта концепции школьного выпускного сочинения стартовало

Среда, 01 Ноя 2017
4 марта в сети был опубликован финальный вариант концепции возврата сочинения. Он был подготовлен рабочей группой при Минобрнауки РФ с учетом результатов работы общественников, педагогов и других экспертов на специальном сайте, посвященном возвращению выпускного сочинения. Всех желающих приглашают к оценке и доработке варианта.

Напомним, инициатором возвращения итогового сочинения в школы стал президент Владимир Путин, издав в конце прошлого года соответствующее поручение. Первое заседание рабочей группы по вопросам введения в выпускном классе итогового сочинения состоялось в начале февраля. Тогда было представлено несколько идей будущего сочинения. Разумеется, не обошлось и без здоровой критики. Однако большинство россиян, согласно опросам Фонда «Общественное мнение», все-таки поддержали возвращение сочинения. В Госдуме, в свою очередь, уже прорабатывают возможность внесения изменения в законодательство, которое позволило бы проводить в выпускных классах сочинение.

«Учительская газета» на своих страницах также организовала дискуссию о введении сочинения в качестве итогового экзамена (речь об этом идет в номерах «УГ» №3 от 21 января, №4 от 28 января, №5 от 4 февраля, №6 от 11 февраля, №7 от 18 февраля, №8 от 25 февраля и №09 от 4 марта 2014).

Наконец, можно утверждать, что деятельность рабочих групп, дискуссии, обсуждения, предложения чиновников свелись к одному проекту, который и предстоит довести до логического завершения.

Финальная концепция была создана рабочей группой Минобрнауки России с учетом работы, проведенной участниками проекта по оценке альтернативных вариантов возвращения сочинения. В указанную группу входят, в частности, Екатерина Асонова, старший научный сотрудник МГПУ, куратор читательских проектов БФ «Культура детства», Сергей Волков, учитель литературы ГОУ ЦО N57 Москвы, главный редактор журнала «Литература», Михаил Павловец, заведующий кафедрой русской новейшей литературы и читательских практик ИГН МГПУ, Игорь Реморенко, ректор МГПУ, и Елена Романичева, заслуженный учитель России, заведующая лабораторией МГПУ.

Что же представляет собой сама процедура проведения испытания согласно данной концепции?

«Сочинение как форма допуска к государственной итоговой аттестации, а не форма ЕГЭ или форма промежуточной аттестации по окончании 10 класса либо первого полугодия 11 класса», — говорится в пояснениях авторов проекта.

При этом процедура ЕГЭ по русскому языку и по литературе не изменяется. ЕГЭ по литературе остается как необязательный экзамен для профильных специальностей вузов.

ЕГЭ по русскому языку возможно будет сдать в 9 классе (и пересдать, улучшив результаты, в 10 классе); сдающие ЕГЭ по русскому языку в 9 классе, освобождаются от государственной итоговой аттестации по данному учебному предмету и в 9, и в 11 классе. Это позволит разгрузить учителя-словесника и предоставит ему возможность больше сил и времени отвести в своей работе на изучение предмета и подготовку к итоговому сочинению и ЕГЭ по литературе.

Участникам обсуждения (стать им можно после регистрации на сайте sochinenie.wikivote.ru) предлагают описать проблемы, которые видятся в описанном подходе, и предложить идеи по их решению.

Уже появились первые отклики. К примеру, Оксана Неменова видит проблему в соответствии закону «Об образовании в РФ». По её мнению, возникает возможность выбора двух форматов экзамена: ГИА (ОГЭ — обязательный по закону) и ЕГЭ:

- Значит ли это, что экзамен по русскому языку будет приведен к одному из этих форматов? Или оба будут существовать? Как учитель будет готовить детей к двум форматам одновременно? К чему будут готовить в 9-ом классе? В рамках какого плана будет вестись подготовка к ЕГЭ? Дополнительные занятия?

Предполагаемое решение, предложенное участником, заключается в разделении ЕГЭ на два уровня. Базовый (сдается только в 9-ом классе) не дает права поступать в вуз, повышенный (можно сдать в 9-11 классах) засчитывается как ЕГЭ (около 75 баллов). Необходима возможность пересдать экзамен в любое время, а не только в период сдачи экзаменов, что давно обсуждается.

Кроме процедуры проведения сочинения, ознакомиться и обсудить на сайте можно также сроки проведения, возможность пересдачи, виды и выбор тем, форму оценивания, кандидатуру проверяющего и прочие вопросы. Некоторые категории предлагают участникам выбор возможного варианта из нескольких предложенных. Например, итоговая концепция предполагает 3 возможных подхода к организации проверки сочинения: независимая комиссия, независимый эксперт и школьная комиссия. Зарегистрированные пользователи сайта могут проголосовать за наиболее приемлемый, на их взгляд, вариант.

Таким образом, уважаемые читатели, если у вас есть свои соображения по этому вопросу, призываем не оставаться пассивными. Появилась платформа, в рамках которой можно их высказать, и стоит воспользоваться этой возможностью.

Добавить комментарий