Эксперты выяснили, какие вузы и почему предпочитают участники олимпиад школьников

Эксперты выяснили, какие вузы и почему предпочитают участники олимпиад школьников
Ежегодно Союз ректоров проводит исследование, которое отвечает на вопрос о том, какие вузы, специальности и регионы выбрали победители и призеры олимпиад Российского совета олимпиад школьников и Всероссийской олимпиады школьников при поступлении в высшие учебные заведения.

В феврале Российский совет олимпиад школьников подводит итоги предварительного этапа вузовских олимпиад, входящих в Перечень Минобрнауки России.

— Предварительный этап олимпиад – массовый, его двери открыты для всех школьников, и это отличительная черта вузовских олимпиад, проводимых РСОШ, — поясняет Ольга Каширина, генеральный секретарь Российского союза ректоров. — Не важно, где живет школьник, как учится, каков бюджет его семьи, он может участвовать в олимпиадах. Двуэтапность системы вузовских олимпиад в самой своей сути направлена на максимальное вовлечение школьников, предоставление им возможности впервые попробовать свои силы на академической скамье, найти новых друзей-единомышленников, открыть для себя новые научные области.

По мнению эксперта, в развитии доступности олимпиад большую роль сыграла государственная политика по интернетизации российских школ, так как большинство предварительных туров олимпиад проходит с использованием дистанционных технологий.

Сегодня, по словам Ольги Кашириной, традиционно при поступлении олимпиадники отдают предпочтение вузам с сильным олимпиадным брендом, но в последнее время фактором привлекательности вуза все чаще становится его расположенность в регионах с крупными инфраструктурными проектами и соответствие отраслевого профиля вуза приоритетным направлениям экономического развития страны. Эксперты выяснили, какие вузы и почему предпочитают участники олимпиад школьников

ТОП вузов по привлекательности для дипломантов олимпиад в 2013 году возглавили Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный институт международных отношений МИД России, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Сибирский федеральный университет и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Востребованность этих вузов в значительной мере основывается на их статусе олимпиадных центров.

— Олимпиадники, как правило, выбирают для поступления университеты, являющиеся либо вузами-организаторами в перечне РСОШ, либо координаторами Всероссийской олимпиады школьников. В представлении абитуриентов такой олимпиадный статус – государственная гарантия качества вуза и свидетельство востребованности получаемого диплома,- указывают авторы исследования.

Территориями-лидерами по притоку дипломантов олимпиад стали Дальневосточный, Уральский и Сибирский округа. Ольга Каширина особо отметила рост притока олимпиадников в вузы Дальнего Востока. Сходную динамику она отметила в отношении Уральского федерального округа, в вузах которого вновь зафиксирован прирост олимпиадников на 40%. Стабильно улучшается ситуация с привлечением олимпиадников в вузы Сибири. Если ранее наблюдался их 30%-й отток, то в течение 2 последних лет число олимпиадников, поступивших в вузы СФО, ежегодно повышается на 10%. Эксперты выяснили, какие вузы и почему предпочитают участники олимпиад школьников

Наиболее востребованной группой специальностей при поступлении олимпиадников в вузы стала физико-математическая.

— Олимпиады по физике и математике традиционно популярны среди школьников, но рост интереса к выбору профессии в этом направлении говорит о повышении статуса инженерно-технических специальностей – талантливые ребята усматривают здесь большие возможности самореализации,- отметила Ольга Каширина.

Генсек обратила внимание на успешную роль физики в раннем ориентировании талантов на междисциплинарную науку и технологии:

— Дипломанты олимпиад по физике при поступлении выбирают в качестве будущей специальности биотехнологии, новую медицину, машиностроение, информационную безопасность и космос – все то, что определяет мейнстрим мировых технологий. В этой связи значимость физики возрастает до стратегического уровня, и статус этой науки в системе образовательных инструментов следует повышать.

При этом в прошлую приемную кампанию был отмечен резкий рост интереса олимпиадников к экономике и управлению. Как отмечают специалисты, интерес возрастает на фоне борьбы с некачественными факультетами и вузами этого профиля, поэтому есть основания говорить о преодолении маргинального этапа в подготовке экономистов и управленцев и доминировании высоких стандартов подготовки соответствующих специалистов.

Генеральный секретарь РСР отметила, что данные исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования системы зачисления в вузы с точки зрения социально-экономической обоснованности:

— 65 баллов в качестве верификации дипломов олимпиад – несложный и заведомо проходной барьер для олимпиадников. Но пришло время переходить к интегративным механизмам, позволяющим соединить академические аспекты становления таланта с социальными и отраслевыми, и здесь портфолио – самый перспективный инструмент.

К слову, выяснилось, что есть немало примеров, когда работодатели проявляют интерес к проведению олимпиад. Ольга Каширина также подтверждает этот факт:

— За последние годы интерес к олимпиадам со стороны бизнеса, в особенности предприятий реального сектора экономики, серьезно вырос. В их числе, ваши коллеги из сферы медиа, а также государственные корпорации — Ростехнологии, Росатом, Роснано,- крупные компании из приоритетных отраслей, таких как машиностроение, фармакология, информационные технологии. Потому что сегодня для работодателя на первый план выходит портфолио, профессиональная траектория будущего специалиста и именно поэтому работодатель все активнее выступает в роли попечителя талантливого школьника-студента от его первых олимпиадных побед до профессионального становления в конкретной компании, на предприятии.

Результаты исследования — в файле, прикрепленном ниже.

По информации пресс-службы РСР
Фото сайта oprf.ru,
progorod.info

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *